26 способов саморазвития и самовоспитания личности

Самовоспитание как процесс удовлетворения важной потребности человека

Практикующий психолог. Занимаюсь вопросами преодоления насилия в семье, оди.

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Большинство людей, в целом, довольно собой и своей жизнью. Однако в жизни каждого наступает время, когда он осознает, чтобы добиться большего или просто остаться наплаву, нужно измениться – развить в себе новые качества, снизить остроту других. Самый эффективный и, наверное, единственно возможный способ, – самовоспитание. Если и у тебя назрела необходимость измениться, что-то исправить в жизни, предлагаем рассмотреть, что входит в процесс самовоспитания, требует ли он дополнительных усилий и знаний.

Цель самовоспитания

Ребенка можно воспитывать до определенного возраста, после чего все твои попытки повлиять на него будут вызывать отторжение, отрицание. Для М. Ибука это возраст ограничивается 3 годами. Но, если говорить шире, ребенок может измениться под влиянием родителей и учителей без применения особых мер лет до 10.

Затем наступает время, когда большую роль играет то, что ты сумела дать ему раньше, влияние ровесников, учителей, писателей, общественных деятелей. Этот период занимает около 6-8 лет. Примечательно, что обычно за это время человек превращается в личность, способную к самовоспитанию.

Она умеет мечтать, осознавать сои ресурсы и стремления, ставить цели, достигать их исполнения. Кто-то приходит к идее развития в себе определенных черт в подростковом возрасте. Ты заметишь это – ребенок сам начинает заниматься, выбирает вид спорта, ходит на тренировки, играет на гитаре. Во время каникул попытается найти подработку. У других такой стимул возникает позднее.

Как нет одного периода готовности к самовоспитанию, так нет и единых целей, почему человек вдруг решает измениться. Это может быть желание похудеть, перестать ссориться с мужем по малейшему поводу, пить кофе по утрам. Для других – стремление защитить диплом или диссертацию, заняться добровольчеством, выучить иностранный язык, стать знаменитым, избавиться от комплексов.

Мел Роббинс: воспитание себя, как и что же это такое?

Не нужно путать самовоспитание с самообразованием. При самовоспитании цель – развитие внутренних качеств, которые могут помочь чего-то добиться. Самообразование связано с достижением новых знаний, получением опыта, навыков.

Процесс самовоспитания

Невозможно измениться мгновенно, как по мановению волшебной палочки. Процесс этот занимает много времени и включает несколько этапов:

  • Осознание дискомфорта, конфликта между реальностью и желаемым. Первоначально это общее ощущение, чуть позже приходит более точное осознание причины и того, в чем заключается противоречие.
  • Определение цели. Она обычно направлена на разрешение конфликта и выражается в том, чтобы получить более высокую зарплату, избавиться от лишних килограммов, проводить больше времени с ребенком, перестать на него кричать.

  • Составление плана действий, которые помогут достичь цели. План включает не только то, что ты будешь делать, но и время, необходимое для каждого шага и целого процесса.
  • Реализация плана – самый сложный этап, когда нужно работать.
  • Сопоставление запланированного с реальностью. Делать это нужно регулярно, не обращать внимания на внутренние отмазки, что ты сделаешь это позже, или и так ясно, что все хорошо.
  • Достижение цели. Это момент, когда можно открыть шампанское в честь того, что ты выдержала и достигла желаемого. Теперь можешь гордиться собой и ставить новые цели.

Идеально всегда составлять программу самовоспитания. Давай попробуем рассмотреть небольшой пример. Скоро у тебя день рождения. Стремительно надвигается очередная круглая дата, а ты все еще ведешь себя, как юная девочка, мечтающая о принце, сказке, миллионах.

Giphy

В то же время смутно чувствуешь, что девическое поведение теперь тебе мешает, и пора поступать более осмысленно. Ставишь целью как можно меньше совершать импульсивных целей, т.е. думать перед тем, как что-то делать.

Определи действия для достижения цели:

  • Предварительное планирование разговоров, поведения.
  • Если попадаешь в ситуацию, которую невозможно было предсказать, остановись, обдумай все «за и против» и тогда действуй.
  • Анализируй каждый свой день, записывай ситуации, в которых ты сорвалась и проявляла импульсивность. Фиксируй случаи, в которых тебе удалось остановиться и подумать.

Через определенный срок проанализируй весь период эксперимента и определи, удалось ли тебе стать спокойнее и серьезнее.

Принципы самовоспитания

Все бы хорошо, но часто воспитать в себе те или иные черты мешает стремление к покою и постоянное оправдание собственной лени. Главное в самовоспитании – преодоление и лежащая в его основе воля. Человек осознает, что препятствие находится в нем самом, и прикладывает усилия, чтобы измениться.

Фото автора Monstera: Pexels

Следующий принцип – наглядность и ясность цели. Она должна быть понятной и достижимой. Можно научиться вставать каждый день в 5 утра и делать зарядку, но идея обойти пешком всю Москву за 1 день кажется нереальной.

Часто человек теряет настоящую свою цель и концентрируется только на каком-либо действии. Тот же пример с прогулкой по Москве. Допустим, ты изменила срок и идею – решила в течение 2 недель отдаться любованию городом, не отвлекаясь на работу и просто наслаждаясь увиденным. Для этого определила, что каждый день будешь проходить 10 км.

Но на третий день ты настолько устала, что сместила цель с любования городом, познанием его на прохождение этих 10 км. Ты больше не заходишь в музеи, не любуешься видами, не общаешься с людьми, а просто волочишь усталые ноги, а в голове пустота.

Читайте также:
Значение и символы популярных смайликов

Происходит смещение цели. Воспитание себя всегда должно включать осознанность. Ты знаешь, что делаешь, зачем и как, и контролируешь этот процесс.

Методы самовоспитания

Любой способ воспитания связан как с позитивными методами, так и негативными. В любом случае, все они рабочие. Но негативные связаны с высоким риском навредить себе. Сейчас ты узнаешь, что имеется в виду:

Фото автора Andre Furtado: Pexels

  • Самоанализ – положительный метод, используя который ты глубже узнаешь себя, сопоставляешь запланированное с реальностью. Дневник, самоотчет – вот средства, которые используются.
  • Самоубеждение представляет собой дополнительное напоминание о целях и плане, проговаривание их вслух, обсуждение с близким человеком.
  • Самоприказ – человек заставляет себя что-то делать, несмотря ни на что. При этом забывает, что не во всех обстоятельствах запланированные действия адекватны. Например, ты поставила целью похудеть, для этого каждое утро будешь бегать. Но через неделю ты почувствовала себя плохо. Есть ли смысл в этот день заставлять себя бежать? Возможно, лучше отдохнуть.
  • Самокритика – метод, применение которого помогает найти проблему, добиваться цели. Но в то же время есть большой риск перейти к постоянной критике себя и перестать видеть шансы измениться. Из-за этого риска самокритику относят к методам с негативной окраской.
  • Самонаказание – за невыполнение запланированного лишаешь себя мороженого, прогулки, просмотра сериала. В определенных рамках это допустимо, но не должно стать постоянным способом, поскольку граничит с мазохизмом и увеличивает стресс.

Самовоспитание позволяет человеку измениться, стать тем, каким он мечтает себя видеть. Однако важно не перегибать палку и всегда оставаться человеком.

26 способов саморазвития и самосовершенствования

Любите развиваться? Постоянно ищите способы самосовершенствования? Стремление к личностному росту – очень важная черта характера, которая должна доминировать над многими другими. Именно благодаря умению расти, улучшать себя, люди получают максимальную отдачу от жизни.

Человеческий потенциал – безграничен, поэтому дорога к самосовершенствованию не заканчивается никогда. Чем больше человек растет, тем больше он понимает, что ему еще есть куда развиваться.

Не хотите останавливаться на достигнутом? Собранные в статье способы саморазвития помогут двигаться дальше.

Читайте книги каждый день

Книги – концентрированные источники мудрости. Чем больше читаете, тем больше обретаете. Уделяя внимание чтению книг каждый день, человек питает мозг большим количеством знаний, расширяет словарный запас, обогащает внутренний мир.

Учите языки

Изучение языка – совершенно новый навык, а процесс знакомства с ним – совершенно другой опыт и возможность узнать культуру, традиции народа.

Найдите новое хобби

Есть ли что-то новое, что может заинтересовать, помимо обычных любимых увлечений? Какой-нибудь вид спорта или развлекательные интересы, такие как танцы, дегустация вин, кулинария? Возможно, есть желание записаться на курсы? Изучение чего-то нового развивает в различных аспектах: физически, умственно или эмоционально.

Создайте вдохновляющую комнату

Окружение задает настроение и ритм. Если живете во вдохновляющей среде, заряжаетесь энтузиазмом каждый день. Сделайте ремонт в комнате, обставьте так, чтобы она мотивировала на новые свершения.

Преодолейте страхи

У всех есть свои страхи – неуверенности, публичных выступлений, риска. Они удерживают людей в одном положении и мешают им развиваться. Признайте, что страхи отображают области, в которых можно расти. Они выступают в качестве компаса для личностного роста. Если испытываете страх, тогда еще есть куда развиваться. Преодолейте его и станете на ступеньку выше.

Прокачайте навыки

Если играли когда-нибудь в видеоигры, особенно РПГ, тогда точно знаете концепцию. Совершенствование навыков требует опыта, который поможет стать лучше и сильнее. Хотите «прокачать» ораторские способности или стиль письма? Составьте список своих навыков, займитесь их улучшением.

Просыпайтесь рано

Раннее пробуждение (скажем, в 5-6 утра) улучшает продуктивность и качество жизни. Это объясняется тем, что сознание настраивается на продолжение активности в течение дня, пробуждает движущую силу.

Придерживайтесь еженедельного плана тренировок

Лучшее начало для самосовершенствования – поддержание хорошей физической формы. Попробуйте бегать трусцой не реже 3 раз в неделю по 30 минут. Для разнообразия можете разбавить бег плаванием или уроками физкультуры.

Начните писать Руководство по жизненному пути

Руководство по жизненному пути – идея, которая может стать решающей для дальнейшего прогресса. Фактически, это – книга, содержащая основные сведения о том, как можно прожить жизнь полноценно. В ней описываются цели, принципы и ценности.

Напишите письмо своему будущему Я

Кем видите себя через 5 лет? Будете ли таким же, как сейчас? Каким человеком станете?
Напишите письмо будущему себе и запечатайте его. Для начала попробуйте взять период 1 год. Отметьте в календаре дату открытия. Затем начните работать, чтобы стать человеком, который должен прочитать это письмо.

Покиньте зону комфорта

Настоящий рост приходит через тяжелую работу. Комфорт не помогает развиваться. Он заставляет останавливаться на половине пути.

Какова ваша зона комфорта? Боитесь выйти из нее в большинстве случаев? Держитесь в пределах личного пространства в присутствии других людей? Встряхнитесь. Сделайте что-нибудь другое.

Открывая себя новой ситуации, человек буквально растет по мере того, как учится действовать в новых обстоятельствах.

Бросьте кому-нибудь вызов

Конкуренция – один из лучших способов личностного роста. Поставьте задачу (похудение, физические упражнения, увеличение прибыли), соперничайте с заинтересованным другом, чтобы увидеть, кто достигнет цели первым. Благодаря этому оба участника добиваются большего, чем если бы они отправились по выбранной дороге в одиночку.

Читайте также:
Монополия с банковскими картами: как играть

Определите слепые пятна

С научной точки зрения, слепые пятна относятся к областям, которые глаза не способны видеть. С точки зрения личностного развития, слепые пятна – что-то о себе, о чем человек не знает. Обнаружение слепых зон помогает определить области для совершенствования.

Попробуйте идентифицировать вещи/события/людей, которые вызывают раздражительность/обиду/сомнения. Они и будут слепыми пятнами. После этого продумайте шаги по их устранению.

Попросите об обратной связи

Как бы человек не старался совершенствоваться, у него всегда будут слепые пятна. Обращение за отзывом дает дополнительную точку зрения, перспективу развития. Можно попросить об этом семью, друзей, коллег или даже простых знакомых. Это должны быть люди, у которых не будет предвзятого отношения, и они смогут дать объективную оценку.

Сосредоточьтесь на списке дел

Начинайте день со списка задач, которые хотите выполнить. Это помогает сосредоточиться и провести время с пользой.

Установите большие и смелые цели

Такие цели заставляют выйти за пределы нормальных способностей. Так как они большие и смелые, для их реализации требуются нестандартные подходы. Подумайте о том, что могло бы заставить чувствовать себя на вершине мира. Решили? Приступайте к выполнению задуманного. Чтобы достичь успеха в жизни, научитесь устанавливать SMART-цели.

  • Сыпь на теле у ребенка
  • Медальоны из свинины: рецепты с фото
  • Как открыть домофон метаком без ключа

Признайте свои недостатки

У всех есть недостатки. Самое главное: понять их, признать и начать работать над ними. Как считаете, какие они? Над чем можно начать работу прямо сейчас? Какой подход выбрать?

Действуйте

Лучший способ учиться и совершенствоваться – действовать. Что собираетесь делать? Какие меры можете принять немедленно? Ожидание ничего не дает. Действия дают моментальные результаты, на которых можно учиться.

Откажитесь от дурной привычки

Есть ли вредные привычки, от которых можно отказаться? Любите много спать? Не тренируетесь? Опаздываете? Сутулитесь? Кусаете ногти? Курите?

Выработайте новую привычку

Некоторые хорошие новые привычки включают чтение книг, статей о личностном росте, раннее пробуждение, физические упражнения и медитацию. Есть ли еще какая-то привычка, которую можете выработать, чтобы улучшить себя?

Избегайте негативных людей

Как говорит известный американский автор многочисленных книг по психологии, посвященных личностному развитию и достижению успеха в бизнесе и жизни, – Джим Рон: «Вы – это “среднее арифметическое” тех пяти человек, с которыми вы проводите большую часть своего времени». Куда бы вы ни пошли, всегда найдутся негативные люди. Не проводите слишком много времени рядом с ними, если чувствуете, что они тянут вниз.

Учитесь иметь дело с трудными людьми

Иногда общения с трудными людьми нельзя избежать. Например, на работе, или если человек является частью внутреннего круга контактов. Найдите способы справляться с ними.

Учитесь у своих друзей

У каждого есть удивительные качества. Попробуйте подумать о хорошем друге. Какое у него есть качество, которое хотелось бы перенять? Какие методы можно использовать, чтобы научиться у него? При необходимости обсудите с ним этот вопрос.

Не тратьте время на чаты

Все приложения с чатами приводят к потере времени, которое можно уделить другим видам деятельности, приносящие пользу. Отключите автоматический запуск, включайте их только тогда, когда действительно есть свободное время на них.

Перестаньте смотреть телевизор

Большинство программ и рекламных объявлений на телевидении обычно снижают уровень сознания, не помогают расширять возможности. Если перестать смотреть телевизор, появившееся свободное время можно провести с пользой. Например, общаться с близкими друзьями, медитировать, учиться стратегическим играм, таким как шахматы, и пр.

Отпустите прошлое

Есть ли какое-то разочарование или несчастье из прошлого, за которое держитесь? Если это так, пришло время отпустить его. Оно препятствует дальнейшему движению и развитию. Оторвитесь от прошлого, простите себя и идите вперед.

Помните: если хотите заниматься личностным ростом, нужно действовать. Ответственность за собственное развитие несет только сам человек. Не нужно перекладывать вину за «неблагоприятные условия» на кого-то другого. Выбирайте один или несколько из перечисленных советов и действуйте!

Самовоспитание и саморазвитие личности: взаимосвязь и особенности

Сущность и содержание процесса самовоспитания сотрудника ОВД

Сотрудника овд

Основы самовоспитания

Теоретические и методические

1. Сущность и содержание процесса самовоспитания сотрудника ОВД.

2. Самовоспитание и саморазвитие личности: взаимосвязь и особенности.

Проблема самовоспитания очень стара. Истоки ее можно найти еще в Древней Греции в теории Сократа «Познай себя». В середине ХIХ века этим вопросом занимались различные ученые – Н.Г. Чернышевский[12], А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский[13].

Известный психолог С.Л. Рубинштейн[14] считал, что внешние воздействия на личность действуют через внутренние условия, сложившийся у человека строй мыслей и чувств.

По мнению большинства современных педагогов, процесс воспитания человека можно считать эффективным тогда, когда у него появится потребность в самовоспитании – в сознательной, планомерной работе над собой. Эта работа направлена на формирование таких свойств личности, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития.

Самовоспитание начинается, когда личность подготовлена к нему, когда человек задумывается над своим будущим, проявляет известную самостоятельность в практической жизни. Наиболее благоприятные условия для самовоспитания создаются в коллективе, когда необходимо корректировать свое поведение с его требованиями. Идеал педагогики – не слепое послушание субъективным требованиям извне, а подчинение объективной необходимости.

Читайте также:
Лоскутное шитье из джинсы - что можно сделать в технике пэчворк, идеи и пошаговые инструкции с фото и видео

Самовоспитание – это деятельность человека (самодеятельность), являющаяся средством его самовыражения на уровне определенных мировоззренческих установок.

Самовоспитание может осуществляться в различных сферах развития личности – нравственной, физической, эмоционально-во­левой, эстетической и интеллектуальной. Содержание и направленность самовоспитания зависят от ряда обстоятельств: от особенностей жизненного склада, от идеалов человека, от осознания тех объективных и субъективных трудностей, с какими он сталкивается.

В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание – лишь условия, средства пробуждения внутренних сил, приведения их в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить человека к осуществлению самовоспитания.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание – процесс, сопровождающийся противоречиями, в частности, осознанием разрыва между внешними тре­бованиями и своими возможностями их выполнения (хочу – могу – надо).

Структура самовоспитания:

1) анализ собственной личности с помощью самонаблюдения, сравнение себя с другими и самооценка;

2) выделение своих положительных качеств и определение того, что необходимо преодолеть;

3) оценка окружающей среды в плане отношения окружающих;

4) постановка конкретных целей самовоспитания;

5) самокоррекция (внесение изменений в свои качества с помощью волевых усилий над собой);

6) самоанализ и самоконтроль.

Личность не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У нее формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой она может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивной.

Понимание указанных положений привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а также вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают под влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.

С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном счете и определяют его личностное развитие.

У молодого сотрудника органов внутренних дел, разумеется, могут возникнуть трудности при работе над собой. Это может быть языковой барьер (бедная, неинтересная речь), недостаточная развитость волевого компонента (недостаток требовательности к себе), непонимание значения самовоспитания в условиях профессиональной деятельности, отсутствие навыков культуры общения, недостаток свободного времени или неумение его заполнить.

Учащиеся вузов МВД (74%) считают, что педагоги мало обращают внимания на самовоспитание, а продолжают воспитывать по старинке, воспринимая учащегося как субъект.

Неблагоприятный морально-психологический климат в группе (круговая порука, равнодушие к успехам или неудачам окружающих); наличие устойчивых группировок по принципу взаимных интересов с отрицательной направленностью (разный материальный статус, наличие «заступников»); некоторое равнодушие педагогов к результатам учебно-служебной деятельности курсантов – лишь некоторые факторы, которые могут помешать курсанту начать самовоспитание.

По результатам проведенного опроса 1500 курсантов четырех вузов МВД России 72% курсантов полагают, что им необходимо самовоспитание, но из них 15% считают, что это их личное дело и в помощи они не нуждаются. Совет, доверие, поощрение и поддержка, своевременное осуждение неправильных действий – все это движущие силы процесса самовоспитания.

Принципы самовоспитания:

2) потребность в совершенствовании;

3) умение управлять собой;

4) своевременная и объективная самооценка;

Можно выделить следующие основные методы самовоспитания:

1) самоубеждение (это дискуссия с самим собой, выдвижение доводов за и против, отвержение болезненного самолюбия);

2) самовнушение (внушение самому себе представлений, мыслей, чувств);

3) самоупражнение (сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных качеств, черт характера, навыков и умений).

Интересны правила самовоспитания, сформулированные К.Д. Ушинским[15]:

1) спокойствие, по крайней мере, внешнее;

2) прямота в словах и поступках;

3) обдуманность собственных действий;

4) не говорить о себе без нужды ни одного слова;

5) делать то, что хочешь, а не то, что случится;

6) не разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Факторы, побуждающие сотрудника органов внутренних дел к самовоспитанию:

1) требования, которые предъявляет общество к развитию личности специалиста, а также те социальные идеалы, моральные образцы и примеры, которые увлекают и становятся для нее притягательными. Все это обусловливает необходимость содержательного раскрытия вопросов о том, каким должен быть сотрудник милиции в современном обществе и профессиональной деятельности, какими свойствами и качествами он должен обладать;

2) важным стимулом самовоспитания являются притязания личности на признание своего достойного места в коллективе, в среде коллег. Эти притязания, если они имеют здоровую моральную направленность, следует поддерживать. Нужно тактично отмечать положительные действия и поступки молодых специалистов, поощрять их успехи, заботиться о создании доброжелательного отношения к каждому члену коллектива. В то же время необходимо быть весьма осторожными в оценке тех или иных поступков и действий, которые могут ущемлять самолюбие сотрудника, умалять его положение в коллективе и вызывать у него раздражение и противодействие;

Читайте также:
Как играть в Морской бой двоим игрокам

3) положительное влияние на побуждение сотрудника к самовоспитанию оказывает создание атмосферы состязательности. Активное участие в профессиональной деятельности создает множество ситуаций для проявления профессиональных знаний, умений, навыков и определенного творчества практически каждого сотрудника. В этих условиях имеет место стремление закрепить достигнутый успех, имеющиеся недостатки замечаются и исправляются;

4) немаловажную роль в стимулировании самовоспитания играют положительные примеры, которые показывают коллеги и руководители. Все это вызывает подражание и стремление к личностному развитию;

5) побуждают к активной работе над собой и самовоспитанию здоровые дискуссии на моральные темы, обсуждение в служебном коллективе различных нарушений правил товарищества, дисциплины со стороны отдельных сотрудников.

Древние мудрецы, в частности Сократ, считали, что главным врагом человечества является невежество. «Я знаю, что я ничего не знаю. А другие и этого не знают».

Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть саморазвития. Саморазвитие – это сознательная деятельность, направленная на полную самореализацию.

Саморазвитие включает в себя развитие творческих, личностных и профессиональных качеств. Эти качества условно можно разделить на несколько групп. Первая группа – коммуникативные качества – это способность располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия; способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми; умение быстро найти нужный тон и целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника; умение дать объективную оценку действиям других людей; умение отстаивать свою точку зрения.

Вторая группа – интеллектуальные качества – это умение выбрать из большого количества информации ту, которая необходима для решения конкретной задачи; способность рассмотреть проблему с нескольких различных точек зрения; способность «схватить» суть проблемы.

В следующую группу можно объединить особенности памяти – оперативная память на внешность и поведение человека; способность передать один раз услышанное.

Свойства внимания и наблюдательности – умение подмечать малозаметные изменения. Волевые качества – способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях. Эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений также является элементом саморазвития. Это качество формируется с опытом.

Первое звено в процессе саморазвития личности сотрудника органов внутренних дел – это познание тех специфических требований, которые предъявляет к нему его деятельность, оценка своих знаний, умений и качеств, определение степени соответствия требованиям профессии.

Второе звено – осознание тех изменений, которые необходимо произвести в своей личности и разработка программы действий для этого.

Третье звено – реальная саморазвивающая деятельность, сознательные и преднамеренные действия сотрудника, рассчитанные на самоизменение. При этом главное – освоение способов самовоздействия.

Даже наличие сильных позитивных мотивов саморазвития: самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации – не гарантирует автоматического возникновения мотивов самовоспитания. Немало людей с развитой мотивацией желают самосовершенствоваться. Часто этот процесс носит стихийный, ненаправленный характер, используются случайные обстоятельства и возможности, предоставляемые жизнью для продвижения в своем развитии хотя бы на шаг вперед.Необходимым условием возникновения мотивов самовоспитания является выделение самовоспитания в самостоятельную деятельность. Это возможно только при наличии осознанно поставленных целей, планирования, затрат определенных волевых усилий. Поэтому самовоспитание – это волевой процесс, требующий от личности мужества, самоотверженности, целеустремленности. Когда у человека вырабатывается привычка заниматься самовоспитанием, то уровень воли снижается, формируется истинная потребность в самовоспитании, удовлетворение которой обретает индивидуально-личностный смысл.Поэтому в организации собственного воспитания всегда оказываются наиболее сложными именно первые моменты.Профессиональное саморазвитие может идти по вышеназванным направлениям: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация.Сотрудник правоохранительных органов утверждается в профессиональной сфере по разным мотивам: стремление соответствовать некоторому образу милиционера; быть не хуже других; быть на уровне требований руководства; зависть к другим, так называемым «любимчикам», и др. Эти мотивы могут стимулировать работу над собой, но чаще всего удовлетворяются посредством использования различных манипулятивных техник. В ходе манипулирования достигается односторонняя выгода путем скрытого воздействия и преследования собственных целей, о которых противоположная сторона не предполагает, при этом создается иллюзия независимости, «радения за дело», стремления следовать высшим интересам.Основное влияние на поведение сотрудника оказывают внешние обстоятельства и требования, поэтому его саморазвитие идет по пути приспособления к этим требованиям и проходит следующие стадии:1) профессиональной адаптации. Возросшие требования общества, служебного коллектива вступают в противоречие со сформировавшимися в вузе профессиональными знаниями, умениями, личностными особенностями. Пытаясь адаптироваться к профессиональному сообществу, молодой сотрудник перенимает, впитывает, усваивает чужой опыт, нередко проявляя некритичность. Превалирует стремление удовлетворять требованиям значимой среды;2) профессионального становления. Необходимость приспосабливаться к требованиям руководства и профессионального сообщества вступает в противоречие с выработанными к тому времени у сотрудника индивидуальным стилем деятельности и общения, профессиональными познаниями, собственными приемами и «техниками»;3) профессиональной стагнации. Сотрудник приспособил свои индивидуальные особенности и возможности к требованиям профессиональной среды и существует за счет достижений прошлого, эксплуатации стереотипов, канонизации собственного опыта. Все это нередко приводит к снижению активности, профессионального роста, невосприимчивости к новому, использованию своего положения для подавления младших коллег.Таким образом, профессиональное самопознание и профессиональное саморазвитие оказываются тесно связанными друг с другом, определяя вектор и стратегии развития сотрудника правоохранительных органов как профессионала.Саморазвитие начинается с процессов осознания себя как субъекта жизнедеятельности, утверждения своих личностных качеств, проходит этап (при благоприятных условиях) осознания себя как субъекта саморазвития и осуществляется в актах самоутверждения, самосовершенствования и самоактуализации, в самопостроении себя на различных этапах жизненного пути.Типичными трудностями самопознания и саморазвития являются: несформированность мотивационной основы, способов и приемов самопознания и саморазвития, механизмов; неадекватные самооценки, порождающие неуверенность или самоуверенность, что обусловливает сложности в постановке жизненных целей, нежелание заниматься самовоспитанием и др.Процессы самопознания и саморазвития будут протекать более эффективно и в социально приемлемых нормах, если личности (на различных этапах ее становления) оказывается психолого-пе­дагогическая поддержка, осуществляемая в рамках позитивного сопровождения. Если в учебных заведениях системы МВД, практических органах реализуется идея сопровождения и организация воспитательной работы нацелена на саморазвитие, то это создает благоприятные предпосылки для работы каждого субъекта взаимодействия над собой, стимулирует индивидуальное самопознание и саморазвитие.

Читайте также:
Флористика для начинающих - основы составления цветочных композиций с фото и видео

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Самовоспитание – этап развития личности, предшествующий самосовершенствованию

Необходимость самосовершенствования рано или поздно осознает каждый взрослый человек. С годами приходит понимание того, что необходимо улучшать свои способности и навыки, ведь это ведет к успехам и благополучию. Однако мало кто понимает, что перед тем как совершенствоваться, необходимо самовоспитание личности.

Что такое самовоспитание?

Если при самосовершенствовании человек стремится к вершинам, то при самовоспитании он ставит перед собой более простые задачи. Главная цель самовоспитания человека– это приучение себя к чему-либо. Можно привести несколько примеров:

  • импульсивный человек с взрывным характером воспитывает в себе сдержанность и стремится стать уравновешенным;
  • человек, который привык что-то приукрашивать, преувеличивать или вовсе врать даже без особой необходимости, учит себя говорить правду;
  • несобранный и рассеянный человек приучает себя к организованности.

То есть, в процессе самовоспитания происходит обуздание желаний, отучение от вредных привычек, прививание хороших качеств взамен неблагоприятных. Выполнение осознанных действий, направленных на полноценное раскрытие личности, потом помогает подниматься к вершинам совершенства.

Почему нельзя путать самовоспитание с самосовершенствованием? Дело в том, что при самосовершенствовании происходит улучшение каких-то способностей, умений, знаний. А личностное самовоспитание – это приучение себя к чему-то, что необходимо для эффективного самосовершенствования. Например, после окончания университета человек получает профессию и устраивается на работу. Постепенно он оттачивает свой профессионализм, повышает квалификацию, становится специалистом высокого уровня. Но при этом он является несобранным, вечно опаздывает на работу или на встречи. И это несколько снижает его ценность, как специалиста, так как помимо знаний и умений в его профессии важна еще и пунктуальность. Поэтом чтобы стать специалистом еще более высокого уровня, необходимо воспитать в себе организованность и пунктуальность.

Если учитывать то, о каких качествах идет речь, различают следующие виды самовоспитания:

  • интеллектуальное (стремление приобрести новые знания, расширить мировоззрение);
  • физическое (улучшение физической формы);
  • эстетическое (развитие чувства прекрасного);
  • психологическое (приобретение волевых качеств);
  • социальное (получение коммуникативных навыков).

Составляющие и методы самовоспитания

Чтобы воспитывать в себе какие-либо качества, необходимо научиться:

  • проводить самоанализ, определять свои слабые и сильные стороны;
  • брать на себя ответственность за свои действия, поступки;
  • мотивировать себя;
  • контролировать свои действия;
  • оценивать личные достижения.

Сложнее всего мотивировать, контролировать и оценивать себя. Поэтому особенно важным является психологическое самовоспитание.

Перечислим основные методы самовоспитания:

  1. Самоубеждение. Чтобы начать что-то делать, необходима правильная мотивация. Например, при планировании изучения иностранного языка, нужно убедить себя в том, что знание иностранного языка необходимо для продвижения по карьерной лестнице, путешествий и свободного общения в незнакомых странах или других целей.
  2. Самовнушение. Развитие личности невозможно без достойной самооценки. Поэтому при возникновении неуверенности, нужно внушить себе, что все получится.
  3. Самообязательство. Этот метод заключается в том, что человек дает себе обещание, что доведет дело до конца. Его необходимо использовать, если есть привычка бросать начатое.

Заниматься самовоспитанием несложно. Главное убедить себя в том, что развитие в себе полезных качеств поможет стать более эффективным, успешным и даже счастливым. Родители, воспитатели, учителя и преподаватели не всегда способны привить все качества, нужные во взрослой жизни. Но человек является автором своей жизни, и всему, что он недополучил в раннем возрасте, он может научиться самостоятельно. А чтобы процесс самовоспитания проходил легко, полезно развивать способности мозга. Для этого хорошо использовать тренажеры Викиум. Память, внимание, эмоциональный интеллект – все это необходимо для самостоятельного воспитания в себе самых разных качеств.

Что такое самовоспитание личности – методы и способы самовоспитания

Что такое самовоспитание? Для человека, в любые времена всегда ценным было то, чего он добивался своими силами, умениями и упорством. Роль самовоспитания в становлении личности имеет первоочередное значение: раскрыть человека для мира в его неповторимом и индивидуальном звучании.

Самовоспитание – что это?

Самовоспитание – это осознанное стремление человека целенаправленно и самостоятельно реализовать свой потенциал, данный от природы. Для полной реализации необходимо глубокое познание себя, совершенствование личных качеств, развитие необходимых навыков, способность к критическому мышлению. Что такое самовоспитание – этот вопрос глубоко исследовали писатели, философы, педагоги, психологи начиная с древней истории.

Психология самовоспитания

Психологи утверждают, что душа человека является движущей силой его развития. Понятие самовоспитание включает в себя несколько составляющих элементов: формирование характера, силы воли, выработка линии поведения. Эрих Фромм – немецкий психоаналитик и философ XX в., в своих высказываниях говорил о главной жизненной задаче человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самым важным плодом усилий является собственная личность. Ведущие мотивы формируют внутренние побудительные импульсы для работы над собой.

Читайте также:
Мыльные пузыри в домашних условиях - пошаговые рецепты приготовления мыльного состава

В чем проявляется самовоспитание?

Самовоспитание в жизни взрослого человека – своей главной целью преследует глубочайшую работу личности над своим характером и включает в себя:

  • преодоление трудных жизненных обстоятельств и условий – это только закаляет человека;
  • проработка негативных черт характера и выработка позитивных;
  • обучение совладанию и контролю над эмоциями – повышение уровня эмоционального интеллекта;
  • истинное следование своему пути в жизни.

Для чего нужно самовоспитание?

Самовоспитание личности – важный процесс разрешения противоречий и конфликтов, лежащих в основе потребности человека по изменению себя. Познание не всегда приятный процесс, но он нужен по веской причине. Человек признавая свои негативные стороны, сталкивается с неприятными чувствами вины, агрессии, обиды – в этом есть горький, и в тоже время целительный момент. Самовоспитание и совершенствование помогают:

  • стать счастливым самому и окружающим людям;
  • радость преодоления развивает альтруизм, стремление придти на помощь тем, кто нуждается
  • реализовать творческое самовыражение;
  • добиться успеха.

Методы самовоспитания

Что такое эффективное самовоспитание и какие способы самовоспитания существуют? Народная пословица: «Век живи – век учись» хорошо отражает процесс воспитания себя. Человек, ступивший на этот путь – постоянно совершенствуется «через тернии к звездам». Методы, помогающие структурировать деятельность на пути самовоспитания:

  1. Самообязательство: проговаривание перед собой обязательств и следование им, через постоянное напоминание и стремление к выполнению – это приводит к формированию устойчивой привычки.
  2. Эмпатия – сонастройка с чувствами других, «видение» себя на месте другого – помогает воспитанию нравственных качеств. Человек из чувства эмпатии может увидеть себя со стороны, как его воспринимают окружающие люди.
  3. Самоприказ или самопринуждение – воспитывают волю и постепенно недостаток волевых качеств искореняется.
  4. Самонаказание – за несоблюдение правил и обязательств накладывается наказание, которое оговаривается перед принятием на себя обязательств.
  5. Самокритика – внутреннее противоречие побуждает к работе над самосовершенствованием.
  6. Самоубеждение – основано на самооценке. Специалисты рекомендуют проговаривать вслух свои проступки, так привлекается собственное внимание к тому, что необходимо проработать.
  7. Самоанализ (саморефлексия) – включает в себя самоконтроль, ведение дневника, самоотчет.

С чего начать самовоспитание?

Самообразование и самовоспитание личности начинается с раннего детства в процессе воспитания ребенка родителями, через усвоение норм, правил, при оценке деятельности детей взрослыми. Осознанно процесс запускается с подросткового возраста. Человек, не получивший должного внимания и раскрытия своего потенциала в семье, может сам развивать все те качества, которые ему важны.

Путь самовоспитания начинается с маленьких шагов:

  • понимание и осознание необходимости перемен в себе;
  • решимость совершать шаги на пути самоизменения;
  • положительная внутренняя мотивация и вера в успех;
  • постановка (прописывание) целей и задач;
  • выбор средств и методов.

Проблема самовоспитания

Проблема самовоспитания и самосовершенствования с античных времен занимала «светлые умы» мыслителей, философов. Идея самовоспитания проходит через века все – меняется до неузнаваемости, и все же содержит вечные истины. Платон, Сократ, Аристотель – первые труды, в которых можно увидеть ценность самопознания и становление человека как личности в процессе самосовершенствования. Обществу нужны сильные, одаренные люди, воспитавшие в себе высокие нравственные качества. Проблема выражается в том, что человек может выбрать ложные ценности, идеалы и следовать им.

Великие люди, занимавшиеся самовоспитанием

Самовоспитание знаменитых людей отличный пример возможного преодоления тяжелой судьбы, неподходящих условий, плохого здоровья. Они все: писатели, художники, философы, музыканты, руководители предприятий и стран – поставили цель стать успешными, полезными и через самовоспитание многого добились.

  1. Демосфен – древнегреческий оратор. Настойчиво преодолевал сильное косноязычие, слабый от природы голос, навязчивые подергивания плечом. Самовоспитание помогло Демосфену стать великим оратором и выступать в судах, оказывать влияние на политику.
  2. Петр Великий – «царь с мозолями на руках» – любил о себе говорить правитель России. Своим примером самодисциплины и закалки характера в тяжелых условиях подавал пример подданным.
  3. А.П. Чехов – русский писатель, оказавшись в тяжелых условиях после разорения семьи, пришел к выводу, что необходимо воспитать в себе «железную волю к труду». Писатель считал, что «лень вперед него родилась» и самовоспитание и развитие творческого потенциала помогло Чехову состояться в писательском деле.
  4. Франклин Рузвельт – президент США. Жесткий распорядок дня с самого детства и стремление к глубоким знаниям – постоянный элемент самовоспитания на протяжении всей жизни.
  5. Альберт Эйнштейн – физик-теоретик. В детстве плохо говорил, с точки зрения учителей отличался тугодумством, медлительностью и отсутствием способности к обучению. Ученый проявлял большое трудолюбие и усердие в дальнейшем. Самостоятельность мышления, развитие таланта – все это плод усилий Эйнштейна в процессе самовоспитания.
  6. А.Невский, Л.Н. Толстой, Л.Бетховен, В Винсент. Гог, Д.Ф.Нэш, Фрида Кало, Мохаммед Али, Стиви Уандер, Митхун Чакраборти, Стивен Хокинг, Нико Вуйчич – далеко неполный список людей, преодолевших тяжести бытия, несовершенность, болезни с помощью самосовершенствования и воспитания себя.

Книги о самовоспитании

Какое значение имеет самовоспитание – об этом можно почитать в трудах знаменитых людей, их автобиографических очерках:

  1. «Воспитание и самовоспитание» В.А. Сухомлинский
  2. «Психология воспитания» Л.М. Зюбин
  3. «Самопознание и самовоспитание характера» Ю.М.Орлов
  4. «Книга о власти над собой» Э.Роббинс
  5. «Законы победителей» Б.Шефер
  6. «Воспитание самовоспитание и деятельно-волевых нравственных черт характера подростков» Н.Ф. Яковлева, М.И. Шилова
  7. «Жизнь без границ» Нико Вуйчич
Читайте также:
Головоломки для взрослых: интеллектуальные игры и задачи

Что является основой самосовершенствования личности

Многие психологи рассматривают процесс самосовершенствования как цель и основу жизнедеятельности личности. Это связано с тем, что человеку приходится работать над собой на протяжении всей жизни. Рассмотрим подробнее с чего начать самосовершенствование, какие сеть способы и методы для реализации процесса, техники. Нужен ли план или программа для самосовершенствования?

Самосовершенствование с чего начать

Потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала служит основным мотивирующим фактором для начала работы над собой. По большому счету, данный процесс происходит автоматически по мере взросления и становления личности. Сначала в детском саду, нам прививают основные правила поведения, закладывают первоначальные знания и навыки. Потом мы их совершенствуем в школе, ВУЗе или профучилище. Приступив к работе, осваиваем новые методики, технологии, касающиеся нашей специализации.
Кроме этого, мы постоянно находимся в социуме, следовательно приобретаем навыки общения с людьми, влияния на них, манипуляций, учимся решать конфликтные ситуации и т.п. То есть каждый день «автоматически» происходит процесс развития. Способность к самосовершенствованию определяется окружающими условиями. Конечно, если допустить, что человек изо дня в день производит одни и те же действия, то процесс развития останавливается. Но такие условия создать наверно невозможно, так или иначе, мы ежедневно сталкиваемся с чем-то новым. Даже поступление информации извне – двигатель прогресса.
Но все это – бесконтрольное, естественное самосовершенствование. Можно ли задать вектор в работе над собой? Саморазвитие и самосовершенствование с чего начать? В первую очередь важно определить цели, то есть результат, которого вы хотите достичь: стать профессионалом своего дела, научиться рисовать, выступать перед большой аудиторией и т.д. Для достижения поставленных задач можно использовать различные методики, техники, способы.

Пути самосовершенствования

Путь к самосовершенствованию личности проходит через три основных процесса:
• самопознание;
• саморазвитие;
• самореализацию.
Каждый из них является этапом, плавно переходящим в следующий.

То есть, как мы видим, все начинается с самопознания – изучения себя, своих положительных и отрицательных качеств, сильных и слабых сторон. Кроме этого важно проанализировать свои способности, таланты, которые, возможно, на данный момент не реализуются ни в какой мере.
Полученные выводы потребуются для формирования процесса саморазвития, разработки плана и алгоритма дальнейших действий в работе над собой. Прежде всего требуется искоренение недостатков, которые мешают развивать положительные качества и новые навыки. Для реализации поставленных целей вам потребуется составить специализированный пошаговый алгоритм действий.
На третьем этапе существенным фактором самосовершенствования становится самореализация. Вы наконец-то осознаете свои возможности, которые нужно применить на практике, воплотить в жизнь. Но без прохождения предыдущих двух этапов, процесс реализации вашего потенциала не возможен.

Способы самосовершенствования личности

В процессе работы над собой вы можете выбрать те способы самосовершенствования, которые более доступны, а главное подходят для реализации ваших целей. Одним из самых эффективных для большинства задач является чтение, как способ самосовершенствования. Основная доля всех полученных знаний, приходится именно на данный источник приобретения информации. Независимо от того, что в приоритете на перспективу на ближайшее время, чтение позволит получить знания, которые вы сможете реализовать в дальнейшем на практике.

Существуют и другие способы саморазвития и самосовершенствования:
• изучение или совершенствование уже полученных знаний иностранного языка (самостоятельно, с репетитором, семинары, курсы, вебинары и т.д.);
• путешествия – источник новых знаний, впечатлений, положительных эмоций;
• самовоспитание – приучайте себя к правильному и здоровому образу жизни, к рациональному и сбалансированному питанию, к гармоничному ритму бодрствования и отдыха;
• исключение вредных привычек и «дел-паразитов», искоренение лени и прокрастинации;
• занятия спортом – хороший способ выплеснуть негативные эмоции и сохранить здоровье, спорт — возможный источник самосовершенствования для каждого человека;
• визуализация своей цели и мечты.
Выбирайте подходящие именно для вас способы, включайте их в индивидуальную программу самосовершенствования и развития.

Методы самосовершенствования

Методами самосовершенствования личности являются:
• различные направления саморазвития;
• духовные практики;
• проработанные методики воздействия, в том числе гипноз, самовнушение и др.;
• процессы самоанализа;
• планирование;
• самоконтроль;
• самовоспитание.
Какие методы применять – выбор каждого индивидуально. Вы можете использовать уже проверенные методики или разработать свои, в зависимости от направления совершенствования и ваших приоритетов.
Главное не ошибиться в подборе инструментов, чтобы процесс работы не превратился в скучную рутину, отодвигая результаты. Не стоит использовать медитации, если вы в них не верите или не умеете правильно выполнять.

Оптимальный вариант, сочетать несколько методов, например планирование и самоконтроль, духовные практики и самовоспитание. Возможно для реализации каждой конкретной цели понадобится применять индивидуальные методы самосовершенствования, разрабатывать определенные стратегии.

Стратегии самосовершенствования

Стратегии самосовершенствования подразделяются на виды:
• стандартные;
• авторские.
Стандартные стратегии включают четко определенные нормы, задания, упражнения, техники. Алгоритм действий уже предопределен, спланирован, что упрощает его применение. Это связано с тем, что теоретическая и практическая часть уже апробированы, выявлены погрешности и возможные последствия. Берите и действуйте!
Авторские методики являются уникальными и вызывают множество разногласий как среди специалистов, так и среди пользователей. Но они прорабатываются под каждого человека индивидуально.
Выбор стратегии определяется рядом факторов:
• поставленных задач выбранного направления развития (например, для похудения подойдет стратегия физического самосовершенствования, для карьерной реализации – профессионального, для утверждения философских убеждений – духовного развития);
• итогом самоанализа, то есть выявленными положительными и отрицательными качествами, приоритетами, направлениями самосовершенствования и т.д.
• изучения видов стратегий, для рассмотрения возможности их адаптации под ваши потребности;
• возможностей самоконтроля и отслеживания результатов проделанной работы.
При выборе подходящего варианта, вы можете внести корректировки в соответствии со своими ресурсами, потребностями и желаниями. Кому-то требуются тренировки 5-6 раз в неделю по несколько часов, а кому-то достаточно 2-3 занятий. Не забывайте про самовоспитание как основную форма самосовершенствования.

Читайте также:
Каким спортом занимается певица Валерия и секреты стройности звезды

Техники самосовершенствования

Определившись с методами и стратегией самосовершенствования, остается подобрать подходящие техники:
• мнемотехника – направленная на развитие памяти и сопутствующих мыслительных процессов;

• визуализация прошлого – для устранения блоков, страхов, ошибок, мешающих реализации поставленных задач;
• нейролингвистическое программирование (НЛП)- самостоятельно договориться с собой о выполнении каких-то мероприятий, пусть не очень приятных, чтобы побороть какие-то негативные качества, например, лень;

• нейробика – применение специальных упражнений для мозга;

• арт-терапия – рисование с целью отражения и уничтожения негатива, в некоторых случаях душевного исцеления;

• коучинг – достижение поставленных целей под руководством «тренера»;

• расстановки по Хеллингеру – метод решения проблем, возникающих в различных сферах жизни;

• соционика – учение о типах личности и взаимоотношениями между ними.

Опять же, для каждого подойдет определенная техника, которая поможет ускорить процесс и выполнение заданий для раскрытия собственного потенциала.

Задания для самосовершенствования

Мы выяснили, что необходимо для самосовершенствования:
• определение целей в соответствии с приоритетами;
• выбор стратегии в соответствии с направлением самосовершенствования;
• применение подходящих методов и техник для работы над собой.
Все это в комплексе должно быть направлено на выполнение заданий, способствующих обретению новых знаний и развитию навыков:
• читайте, каждый день, определенный период времени или запланированный объем текста;
• посещайте музеи, галереи, театры, выставки;
• принимайте участие в тематических обсуждениях в группах, форумах, семинарах и т. д.;
• каждый день анализируйте прошлое, делайте выводы и отпускайте накопленный негатив;
• следите за своей речью, старайтесь правильно строить предложения, не употребляйте слова-паразиты;
• воздерживайтесь от критических высказываний об окружающих;
• старайтесь мыслить всегда позитивно;
• избавьтесь от старого, обновите гардероб, сделайте ремонт или просто перестановку;
• осваивайте новые технологии, не только в сфере IT, но и в быту;
• больше двигайтесь, занимайтесь спортом;
• расширяйте кругозор.
Даже изменив сегодня траекторию своего пути домой, вы заложили основу новой нейронной связи в мозгу, помните об этом.

Индивидуальная программа самосовершенствования и развития

Как в итоге должен происходить процесс работы над собой, в полной мере отражает программа самосовершенствования. Она включает в себя следующие этапы самосовершенствования:
1. Первый этап самосовершенствования определение идеального я, то есть определение того, к чему вы стремитесь, чего хотите достичь.
2. Второй этап – анализ «я-сегодня». Данный процесс подразумевает объективную оценку себя-реального, со всеми положительными и отрицательными моментами.
3. Третий этап – определение направлений самосовершенствования.
4. Исходя из предыдущих трех пунктов спланируйте пошаговый алгоритм действий, с учетом своих ресурсов и возможностей.
5. От теории переходите к практике – начните осуществлять все действия сегодня!
6. Избавьтесь от токсичного окружения, ищите тех, кто поддержит ваши начинания.
7. Фиксируйте результаты, анализируйте успехи и неудачи.
Не пытайтесь подражать кому-то или полностью повторить чей-то успех, стратегию, методику, станьте примером для тех, кто только встает на путь самосовершенствования.

План самосовершенствования

При формировании пошаговой инструкции учитывайте ряд важных нюансов:
1. Планирование работы по самосовершенствованию должно обязательно происходить в соответствии с выбранными направлениями развития.
2. Алгоритм действий должен отражать как краткосрочные, так и долгосрочные задачи, первые станут стимулом для вторых.
3. При составлении плана, учитывайте сроки выполнения, и ставьте отметки о результатах самосовершенствования.
4. Разрабатывайте проект исходя из своих возможностей и ресурсов. Например, если вы не можете себе позволить ходить в тренажерный зал и заниматься индивидуально с тренером, это можно сделать в домашних условиях, подобрав подходящее видео в интернете или используя приложения, в которых расписаны программы тренировок.
5. Рассчитывайте свои силы, степень активности невсегда одинакова.
6. Выполняйте все пункты плана, стараясь не пропускать задуманные мероприятия.
7. Уделяйте особое внимание ежедневным ритуалам, направленным на формирование самодисциплины, самоконтроля и самовоспитания.
8. Включайте в план разные техники и методы совершенствования.

Вся наша жизнь – это процесс работы над собой, собственного развития и совершенствования. Мы можем пустить все на самотек, а можем задать правильное направление своей деятельности, и добиться успехов во всех значимых сферах жизни, следовательно стать счастливыми, жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Нет предела самосовершенствованию!

Как воспитать в себе личность: методы и примеры самовоспитания

Психически здоровый человек с развитой силой воли, долгое время прилагая усилия, способен изменить себя: избавиться от вредных привычек, нормализовать режим дня, поднять работоспособность, смягчить негативные черты характера и усилить уверенность в себе.

Читайте также:
Красивые позы для селфи: как сделать фото

Подобная работа над собой называется самовоспитанием. Чтобы определить, как воспитать себя, важно проанализировать собственную личность и понять, что в ней требует коррекции, а после начать поиск эффективных методов.

Как развить в себе лидерские качества личности? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что такое самовоспитание: определение

О самообучении слышали многие люди, оно предполагает, что человек самостоятельно начнет изучать какое-либо направление, составит планы, каждый день будет выполнять что-либо, что увеличит объем его знаний и опыта, и сделает все возможное для того, чтобы поддерживать мотивацию.

В итоге через несколько лет упорного труда будет виден явный положительный результат. Если, конечно, обучение не будет заброшено через некоторое время.

Самовоспитание по характеру напоминает самообучение: чтобы изменить себя в лучшую сторону, нужно прикладывать старания каждый день в течение месяцев или даже лет, составлять планы, поддерживать мотивацию. За короткое время изменить что-то в себе практически невозможно.

Самовоспитание , это процесс работы над собой, нацеленный на развитие личности и на изменение отдельных черт характера в лучшую сторону.

При этом радикально измениться при помощи самовоспитания сложно, но возможно скорректировать некоторые отрицательные характеристики, повысить работоспособность и уверенность в себе.

Проблема в том, что личность человека во многом обусловлена генами, определяющими особенности работы головного мозга.

У каждого из нас есть незначительные мутации в генах. К примеру, несколько таких мутаций могут затронуть механизм функционирования префронтальной коры, заставив ее хуже реагировать на работу лимбической системы.

В итоге люди, имеющие подобные особенности (а таких людей немало), будут иметь слабую волю, поскольку не смогут отказаться от сиюминутных удовольствий ради чего-то более важного, ведь их префронтальная кора не подавляет лимбическую систему настолько хорошо, насколько нужно.

Никакими упражнениями, самовоспитанием это не изменить. Разве что могут помочь некоторые специфические уловки.

И чем больше будет подобных мутаций, тем меньше шансов, что человек добьется успеха, пытаясь изменить свою жизнь в лучшую сторону стандартными методами.

Также самовоспитание практически бесполезно, если речь идет о людях, страдающих психическими заболеваниями, например депрессией, неврозом, тревожным расстройством.

Заниматься самовоспитанием нужно после того, как болезни будут побеждены, иначе попытки требовать от себя того, что никак не получится совершить на должном уровне, поскольку нет ресурсов, лишь усугубят заболевание.

Самовоспитание не следует рассматривать как метод лечения ментальных расстройств.

Методы

Основные методы самовоспитания:

  1. Самоубеждение. Этот метод помогает людям поддержать собственную мотивацию, усилить желание выполнять важные задачи. Для этого необходимо убедить себя в необходимости делать те или иные вещи. Например, чтобы заставить себя продолжать посещение курсов, важно в красках обрисовать выгоду, которую Вы получите, закончив обучение. Вспомните о том, насколько Вам интересно изучать выбранное направление, пролистайте в своих воспоминаниях приятные моменты, связанные с этим. Это важно делать регулярно, если Вы чувствуете, что теряете мотивацию.
  2. Самообязательство. Дайте себе обязательства, связанные с теми или иными задачами, и делайте все возможное, чтобы не отказаться от них.

Чаще напоминайте себе о пользе, которую Вы получите, если сумеете добраться до конца.

Самовнушение. Избегайте автоматических негативных мыслей о себе, своих способностях и идеях, таких как &#171,Я неудачник&#187,, &#171,У меня ничего не получится&#187,, &#171,Я все испорчу&#187, и сходных. Постарайтесь напоминать себе раз за разом о собственной значимости, о том, что без неудач добиться успеха невозможно и это нормально, чаще хвалите себя в своей голове и намеренно произносите положительные установки: &#171,У меня все получится&#187,, &#171,Я справлюсь с этим&#187,.

  • Самокритика. Важно учиться адекватно оценивать результаты собственного труда, выделять положительные и отрицательные стороны. Это ускорит процесс личностного развития и повысит качество результатов. Чаще анализируйте то, что Вы делаете, но не уходите в самообвинение, не принижайте себя.
  • Самопринуждение. Нередко мотивация появляется в процессе выполнения деятельности, а не перед этим. В итоге, чтобы появилось желание, необходимо принудить себя заняться выполнением заданий, даже если это крайне сложно сделать.
  • Самонаказание. Если Вы не выполнили что-то важное, что должны были, или все еще тянете с выполнением, может быть полезно самонаказание: к примеру, можно запретить себе что-то важное и приятное на некоторое время либо серьезно ограничить. При этом может освободиться время для выполнения важных задач.
  • Эмпатия. Общение , крайне важный элемент воспитания, но без развитой эмпатии оно становится менее полноценным. Чаще анализируйте поступки окружающих, представляйте себя на их место, пытайтесь прочувствовать их эмоции как свои.
  • Возможности самовоспитания открыты для психически здоровых людей. Они смогут добиться хороших результатов, если будут работать над собой ежедневно в течение долгого времени.

    При этом важно не только целенаправленно выполнять важные задачи, но и читать художественные книги, фильмы, анализировать поступки героев и сопоставлять их с собственной жизнью, делать выводы.

    Примеры

    Примеры самовоспитания из реальной жизни:

    1. А. В. Суворов. Легендарный российский полководец, который ни разу не потерпел поражения на поле боя, в детстве был слабым, болезненным мальчиком, и отец предполагал, что жизнь сына не будет связана с военным делом. При этом сам Александр с раннего возраста активно интересовался всем, что связано с войной, читал тематические книги, которых было немало в библиотеке, позднее начал закаляться и заниматься физической активностью, что дало ему возможность начать военную карьеру.
    2. Демосфен. Этот известный древнегреческий оратор до начала упорных тренировок имел массу серьезных проблем: его голос был слаб, дыхания не хватало на продолжительные выступления, он не умел достойно и красиво высказывать свои мысли.

    Упорные многолетние тренировки помогли Демосфену справиться с трудностями.

  • Ник Вуйчич. Это современный христианский оратор, родившийся без ног и рук, который написал несколько книг и стал всемирно известным. Его детство было крайне тяжелым, он задумывался о суициде, но смог найти себя в ораторстве и благодаря долгим тренировкам научился хорошо использовать единственную крошечную конечность (частичную стопу).
  • Читайте также:
    Позы для фотосессии на природе - идеи красивых и удачных ракурсов для фото для девушки, семьи или ребенка

    В художественной литературе, в фильмах, сериалах, мультфильмах существует множество образов героев, которые воспитывали себя, упорно преодолевали трудности и добивались успеха: к примеру, каждый супергерой, созданный компанией Марвел, проходил сложный путь, учился справляться с трудностями, воспитывал себя в той или иной мере.

    Как составить программу?

    Одна из основ самовоспитания , это планирование. Оно помогает разумнее распределять ресурсы, рационально подходить к каждому занятию и в целом вести более осознанную жизнь.

    Наличие четкого плана способно подстегнуть мотивацию и удержать от совершения необдуманных поступков.

    Планы самовоспитания можно разделить на:

    1. Долговременные. Они затрагивают более значительный промежуток времени: месяцы, годы, даже десятилетия. При этом они более расплывчаты, чем кратковременные, и в этом их проблема: сложно последовательно двигаться к долгосрочной цели, если сохраняется ощущение, что еще есть много времени, ведь можно все отложить и заняться чем-то менее полезным.
    2. Кратковременные. Касаются коротких временных отрезков: например, ежедневные планы, еженедельные, ежемесячные. Они более конкретны, ставят четкие задачи и в целом могут оказаться более полезными, чем долговременные, особенно для людей с не слишком крепкой волей.

    Для лучшего результата стоит составлять и долговременные, и кратковременные планы.

    При составлении плана важно находиться в состоянии психической устойчивости, чтобы было легче концентрироваться.

    Перед составлением плана необходимо определить для себя цели.

    Чтобы план был более гармоничным, важно прочесть материалы, связанные с теми или иными трудностями, зависимостями, с которыми Вы хотите справиться. Так Вы поймете, какие методы необходимо использовать, чтобы был положительный результат.

    К примеру, если Вы хотите бросить курить, важно прочитать статьи с рекомендациями психологов о том, как справиться с этой зависимостью, и на основании полученной информации составлять программу.

    При необходимости пункты можно расширять: например, делать сноски, подпункты, в которых Вы распишете суть методов, которые будете использовать, и примеры использования этих методов, тесно связанные с Вашей реальной жизнью (к примеру, в программе по борьбе с зависимостью от сигарет Вы можете упомянуть, что будете во время перерыва разговаривать с некурящими коллегами и прогуливаться на свежем воздухе, а не курить).

    Когда Вы только начали процесс самовоспитания, необходимо составлять планы ежедневно, чтобы учиться держать себя в узде и привыкать к новым правилам. Позднее можно составлять планы на более длительные периоды.

    Не забывайте хвалить себя. Можно завести блокнот и записывать в него информацию об успехах: например, можно рассказать, что Вы начали лучше ощущать запахи после отказа от сигарет и теперь наслаждаетесь чудесными ароматами, которых раньше не замечали.

    Перечитывание этих записей может помочь Вам поддержать мотивацию в трудные моменты.

    Советы психологов

    Ответы на распространенные вопросы:

      Как перевоспитать себя в лучшую сторону? Проанализируйте свою личность и определите, с какими негативными и положительными характеристиками Вы хотите поработать прежде всего. Обдумайте, как именно Вы можете измениться, прочтите материалы и рекомендации и начните составлять план действий.

    Чтобы развитие проходило наиболее быстро (однако все еще не стремительно), чаще выходите из зоны комфорта. Полезно читать качественные художественные книги и анализировать их.

  • Как воспитать в себе стержень? Представьте в своей голове образ себя с внутренним стержнем. Какие личностные качества Ваш образ имеет? На что он способен? Какие достижения нужны, чтобы можно было сказать, что стержень присутствует? Потратьте на анализ некоторое время, и тогда Вам будет понятнее, в каком направлении двигаться. После начинайте составление долгосрочных и краткосрочных планов, определите цели. Чтобы стать более гибким и лучше справляться с трудностями, важно как можно чаще находиться в ситуациях, требующих решать большое количество задач и справляться с нагрузкой, выходить из зоны комфорта. В таком случае Ваш мозг со временем будет работать иначе, и Вы станете более сильным человеком.
  • Как воспитать в себе личность? Каждый человек является личностью. Личность , это сочетание привычек, мировоззрения, индивидуального опыта, объема знаний, поведения и других особенностей, причем эти характеристики не обязаны быть сугубо положительными. Поэтому люди являются личностями, даже если не делают головокружительную карьеру, не работают сутками и не занимаются саморазвитием в режиме 24/7.

    Определите для себя, какие именно качества Вы хотите смягчить, а какие , раскрыть, и работайте в этом направлении. И не забывайте о том, что Вы уже являетесь личностью.

    Каждому человеку, решившему заняться самовоспитанием, может быть полезна помощь квалифицированного психолога. Он поможет подобрать программу и даст рекомендации.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: